Montenegro '15

При планировании путешествия всегда вспоминаешь места в которых был и думаешь о том, как было бы здорово вернуться.

Вот я и вспомнила о Черногории, ужасно заскучала и захотела напомнить себе как это было.

Это был мой первый полёт на самолете и первая поездка, в которую я не брала с собой цифровую камеру.

Помню, в тот год весной и летом у меня было очень много съемок, я набрала так много работы, что к августу окончательно выгорела и не хотела держать фотоаппарат в руках. Решение было идеальным: камера с узкой плёнкой маленькая, очень легкая, а небольшое количество кадров позволяет не думать "всё ли я сняла?" и концентрироваться на самой поездке.

В свой первый полет я переживала только до того момента как села в самолет - потом мне показалось всё естественным и как тогда не боялась, не боюсь до сих пор и даже очень полюбила летать.

До поездки я много переживала и боялась, не знала как покупать билеты, как лететь, как добираться до гостиницы. Поэтому мы заказывали всё у турагенства. Не очень жалею, хотя и поняла, что самим всё делать не сложно, тем более в Черногории - стране, где почти все понимают русский .

День прилета был тяжелый - спала 1,5 часа, попала в ужасную жару, которая поначалу была совсем непривычной, первый раз проходила контроль в аэропорту. Но с момента выхода из самолета я была в восторге - была рада видеть повсюду пальмы и море цветущих деревьев, горы на горизонте и невероятно прозрачное море.

И еще я ужасно влюбилась в район, который мы выбрали. Мы остановились в Рафаиловичах - хорошее уютное место, не слишком уединенное и не слишком шумное. От него недолго добираться пешком в Будву и к Свети-Стефан.

Мы построили свою поездку так, чтобы один день был пляжно-прогулочный, а следующий - экскурсионно-автобусный. Это оказалось очень комфортно, потому что экскурсии обычно длятся целый день и утомляют, так что подряд их брать не стоит.

Первый свободный день мы начали с пляжа. Хотя я живу у моря и это должно быть мне привычно, море Адриатическое меня покорило. Прозрачное и чистое (даже в самый активный сезон), по сравнению с нашим. И как это по-особенному - плавать в море и при этом видеть горы, это ведь две любви в одном месте.

В тот же день мы пошли гулять пешком к острову Sveti Stefan. Мне было непривычно видеть все эти места своими глазами, знакомые из фотографий Сони Хегай, за которой я слежу уже очень давно. Именно благодаря её фотографиям я когда-то влюбилась в эту страну, мечтала туда поехать и назвала хэштег поездки в итоге #montenegromydream (кликайте на ссылку).

Следующий день прошел в большой поездке, которая для меня была особенной - мы поехали на каньоны.

С тех пор, как я поступила в университет и стала изучать искусство, меня тянуло исключительно к города. В них есть история, прошлое, след людей. Я отрицала всеми силами, что стоит ездить куда-то смотреть природу, потому что в этом, как мне казалось, нет смысла и это не интересно, там нечего разглядывать и анализировать. Зачем, когда вокруг столько мест, прикасаясь к которым я прикоснусь к тому, что изучала и что полюбила.

Но Черногория пробудила во мне большую любовь к природе. Особенно поездка на Север. Все эти узкие дороги, серпантин, проезды над обрывами, маленькие дома на холмах, тоннели - восхитительно и захватывающе.

На экскурсии много прекрасного: и невероятно милый монастырь Морача, и национальный парк Дурмитор, и мост Джурджевича (я вообще обожаю мосты, а он вполне впечатляющий), и небольшой городок Жабляк. Ну и, конечно, каньон реки Тара *эмоджи расколотого сердечка*. И можно было помочить ноги и походить по камням реки, что в такую жару - приятный бонус.

Но самое-самое моё любимое место - это Черное озеро. Среди леса, с видом на горы, с невероятным цветом воды. За счет того, что оно окружено лесом - там уютнее, чем где-либо еще, и ты чувствуешь себя далеко от мира и его спешки.

И особенно замечательно арендовать лодку и выплыть на самую его середину. ! Очень советую, не смотря на то, что можно попасть на какую-то старую лодку (нам как раз такая попалась и я переживала, что она перевернется). Там только вы, покой, умиротворение и спокойствие. Своя атмосфера.

Потом были дни, когда мы гуляли пешком в Будву и нам не везло с погодой. Два раза, когда мы туда собирались был дождь, и мы не смогли полностью оценить этот город. И с едой там тоже не особо сложилось, потому что к Будве я не подготовилась и не узнала где там стоит остановиться на ужин. Но не смотря на это, я все же успела полюбоваться городом, оценить его узкие улицы, ставни на окнах, каменные домики и оживленную атмосферу.

На фото всё кажется таким безлюдным и тихим, хотя на самом деле там было так много людей и так тесно в некоторых переулочках, что хотелось поскорее сбежать (что уж там, особенности интровертов). И особенно на площади было так людно, что я в очередной раз сделала вывод, что август не лучший месяц для посещения этой страны, хотя я и безумно счастлива, что попала туда - не важно когда и какие были приключения.

А приключения были. Это случилось после того, как мы поехали на Скадарское озеро.

Мы возвращались обратно, было еще не поздно (эта экскурсия совсем небольшая), солнце жарило еще сильно и у нас вдруг сломался автобус. Посреди серпантина. Наше решение "зачем нам покупать сейчас воду, мы уже домой едем, допьем эту и всё"  было самым неудачным за ту поездку. И те 3 часа были самыми долгими часами ожидания, потому что когда ты стоишь посреди дороги, где в принципе нет тени, где с одной стороны обрыв, а с другой - гора, когда 40 градусная жара и у тебя нет воды - это то еще испытание.

Но до того всё было отлично. Я видела озеро, полное кувшинок, впервые - как они цветут, много разных птиц и обедала куриной котлетой, внутри которой был сыр и пршут (я все же называю по-итальянски "прошутто", так проще). Кстати, прошутто есть везде (и даже в тех блюдах, в которых ты не ожидал его встретить)  и это меня не могло не радовать.

Последнее наше большое путешествие было по Которскому заливу на кораблике. Вообще все экскурсии, которые мы брали - заказали прямо на набережной. Продавцы вообще очень охотно зазывают и их очень много. При таком большом количестве выбрать одного сложно, потому что все экскурсии, программы, фотографии одинаковые. И мы пошли самым простым путем - купили у тех, у кого покупала моя знакомая.

И если с обычными экскурсиями все отлично и действительно нет разницы, то с корабликом, как оказалось выбирать надо было тщательнее. Есть кораблики на одну группу и общие. В общих на один кораблик свозят сразу несколько групп, он двухэтажный, там вроде бы есть даже место, чтобы поесть. И в программах часто пишется «обед на корабле». Но только большинству людей это вряд ли удастся сделать. На кораблик загоняют так много людей, что там даже ходить особо негде, если успел и занял место (особенно в "ресторане") - молодец, нет - попробуй найти хотя бы место в тени и стой.

Это уже позже мы увидели, что есть кораблики поменьше, на одну группу. Они, скорее всего, дороже, но после той толкучки мы поняли, что уж лучше доплатить.

Очень здорово, что есть в этой экскурсии остановки, хоть и совсем непродолжительные.

Меня больше всего покорил городок Херцег-Нови. Не могу ответить на вопрос «почему именно он», но что-то меня в нем особо привлекло. Мы подъехали с моря, а он уходит вверх по горе, что непривычно. И так здорово подниматься, даже по жаре, чтобы потом посмотреть на город сверху. Единственное жаль, что очень мало времени отводится на остановки в таких городах., что-то вроде 1,5 часов. Я бы советовала в Херцог-Нови задержаться подольше.

Была и остановка на острове возле города Пераст. Вообще миниатюрное место и делать там нечего, а фото сделала больше, чем с некоторых других мест побольше. Бывает такое внезапное вдохновение.

Еще можно было, кажется, еще поехать на купания в пещеры, но мы выбрали вместо этого популярного места (туда пошли почти все из группы) маленький пляж Жаниц. Там была самая читая вода, мало людей, тише и уютнее, чем в других местах, где мы были. Вспоминаю эти прекрасные каменные пляжи и хочется купить билеты на самолет.

Что хорошо в остановках - можно отдохнуть от такого количества людей рядом, шума, а еще часть людей почему-то не возвращается и можно найти наконец место, чтобы посидеть на кораблике. Так что к Котору мы приплывали сидя на носу.

Котор это вообще отдельный пункт. Я мечтала увидеть этот город, но так и не решилась попробовать до него доехать самостоятельно и потом жалела. В экскурсии на него выделяется часа два и этого катастрофично мало. Мы очень спешили я пыталась как губка впитывать всё очень быстро и всех стараний было недостаточно. Сюда особенно хочу вернуться, чтобы не спеша все осмотреть, посмотреть на город еще сверху, впитать его атмосферу и сидеть подолгу любоваться яхтами у воды.

Прошло почти два года и садясь за этот пост думала, что не вспомню ничего. Но фотографии и процесс написания помогли мне написать даже больше, чем нужно было. Очень часто скучаю по этой стране, сочетающей в себе всё, что можно любить - пляжный отдых, средневековые города и шикарную природу.

P.S. обязательно сделать в Черногории:

• попробовать вино Вранац
  • заказать пиццу с пршут (или что угодно еще)
  • выплыть на середину черного озера
  • увидеть Тару
  • приучиться пить только воду (и покупать ее подальше от набережной) и не пробовать заказывать кофе и лимонады в ресторанах

Ставьте сердечко под постом, красоты и вдохновения вам♥